О стипендиях, учебе и развитии молодежной политики в регионах. Отвечаем на вопросы Совета обучающихся

Вопросы членов Совета обучающихся при Министерстве науки
и высшего образования Российской Федерации

  

1. Агабекова Эльвира Камиловна, Карачаево-Черкасская Республика

Планируется ли повышение размера академической стипендии в 2022 году?

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря
2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» увеличение стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов
и ординаторов происходит ежегодно с 1 сентября, с учетом уровня инфляции.

В 2021 году стипендиальный фонд увеличен на 3,7 %. С 1 сентября 2022 г. планируется увеличение стипендиального фонда на 4 %.

 2. Аношкина Наталья Александровна, Республика Мордовия

Есть проект Пушкинская карта. Планируется ли Министерством науки
и высшего образования РФ создать аналогичный проект в сфере Студенческого туризма для того, чтобы сократить потенциальные расходы студента на посещение городов России?

Не обязательно создавать что-то новое. Подумаем над обращением
в Минкультуры России о том, чтобы предусмотреть в Пушкинской карте возможность использовать ее в рамках Программы студенческого туризма.

Вузы, участвующие в Программе, размещали свои варианты размещения
в общежитиях: 1,2,3,4,5 и 7-местными номерами, двухместной квартирой и двухместной палаткой. Общее количество койко-мест в принимающих образовательных организациях более 1900 единиц.

Дополнительно обучающимся предлагаются более 170 экскурсий и мероприятий, более 50 туристических маршрутов, разработанных обучающимися самостоятельно,
а также различные культурно-познавательные туристические и прочие услуги.

Диапазон стоимости проживания в зависимости от типа размещения (блочный, квартирный) находится в пределах от 17 до 100 рублей в сутки. Превышение стоимости в данных типах размещения единичны, максимальная цена – 400 рублей в сутки.
Также имеются предложения от пилотных вузов по размещению вместе с питанием (завтрак, завтрак – ужин), в этом случае диапазон стоимости увеличивается от 250
до 550 рублей в сутки.

3. Валетова Виолетта Витальевна, Республика Калмыкия

В настоящее время широко обсуждается вопрос привлечения молодежи в науку и закрепления в ней молодых кадров. Как на государственном уровне сегодня решается этот вопрос?

В настоящее время на территории Российской Федерации реализуется большое количество государственных программ поддержки деятельности молодых ученых, которые направлены на улучшение условий жизни и работы молодых исследователей в России.

Финансовые меры, включая гранты и стипендии

Социальные меры, включая государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В этом году проводится работа (разработана и реализуется дорожная карта) по поддержке студенческих научных обществ.

 4. Гаврилова Дарья Сергеевна, Севастополь

Можем ли мы официально на уровне Министерства закрепить полномочия Советов обучающихся университетов? Чтобы студенты могли реально влиять на качество предоставляемых университетом услуг. На данный момент каждый ВУЗ сам закрепляет полномочия студсоветов, из-за этого советы ограничены рамками (не всегда прозрачными), задаваемыми университетами.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 273-ФЗ) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

В этой связи с учетом мнения и предложений советов обучающихся (студенческих советов), представительных органов обучающихся и иных студенческих объединений, созданных при образовательной организации, а также предложений Минобрнауки России, доводимых до образовательных организаций, образовательной организацией формируется и корректируется перечень мероприятий образовательной организации по организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися, а также участие обучающихся в мероприятиях, проводимых другими организациями, комплексные, многопрофильные мероприятия включающие культурно-массовые, физкультурные, спортивные
или оздоровительные элементы.

При согласовании советами обучающихся (студенческими советами), представительными органами обучающихся и иными студенческими объединениями, созданными при образовательной организации, средства на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, обучающимися по очной форме обучения, могут расходоваться на мероприятия указанной направленности путем включения и (или) увеличения соответствующих статей затрат плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, в том числе:

- на содержание недвижимого имущества, включая затраты на текущий ремонт имущества, которое используется исключительно для проведения культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися
и не предназначено для ведения иной деятельности (включая частичное использование), в том числе коммерческой;

- на оплату труда персонала (на условиях трудового договора), оказание услуг физических лиц (на основе договоров гражданско-правового характера), в трудовые функции (обязанности) которых входят виды деятельности в указанной области;

- на оплату услуг сторонних организаций на организацию и проведение культурно-массовых, физкультурных и спортивных, оздоровительных мероприятий
с обучающимися;

- на приобретение билетов при посещении культурно-массовых, физкультурных
и спортивных, оздоровительных мероприятий;

- на оплату расходов при направлении обучающихся на культурно-массовые, физкультурные и спортивные, оздоровительные мероприятия (проезд, проживание, суточные);

- на приобретение специализированного оборудования для проведения культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы 

с обучающимися в объеме в пределах 20 % от средств, предназначенных
на организацию указанной работы.

При этом затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, обучающимися по очной форме обучения, не должны быть направлены на покрытие расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда основного и прочего персонала, обеспечивающего реализацию основных и дополнительных образовательных программ, научно-исследовательских работ и прочих мероприятий, а также иных расходов, связанных с оказанием государственных услуг по реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Таким образом, расходование бюджета студенческих организаций на научные объединения студентов, в том числе на закупку оборудования для разработок, а также посещение конкурсов и олимпиад может осуществляться при согласовании советами обучающихся (студенческими советами), представительными органами обучающихся и иными студенческими объединениями, созданными при образовательной организации.

Дополнительно сообщаем, что Минобрнауки России в адрес образовательных организаций высшего образования направлено письмо о расходовании средств
для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися (Омельчук А.В., Дружинина Е.С., письмо от 29 апреля 2021 г. № МН-18/806-АО,  МН-11/419-ЕД).

 5. Григорьев Дмитрий Михайлович, Костромская область

Как связаны между собой ФОСО и ОСО? Находятся ли они в одной иерархии, и, если находятся, есть ли возможность у члена ФОСО контролировать работу ОСО? Например, что делать, если объединённый совет обучающихся практически весь период своего существования стремится удовлетворить личные интересы, а не установить диалог между обучающимися и ректоратом?

Это, скорее, не вопрос, а предложение по взаимодействию между регионами в рамках совместной деятельности в ФОСО. Например, можно было бы начать работу со знакомства со студенческой жизнью в регионах, т.е. записать обзорное видео о студенческих объединениях и молодёжных клубах.

Совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан Российской Федерации, являющихся обучающимися по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения, в возрасте от 17 до 35 лет, в том числе являющиеся руководителями студенческих объединений (научной, творческой, спортивной, добровольческой, иной направленности) в образовательных организациях высшего образования (далее – обучающиеся, ООВО).

Количество членов Совета – 82 человека, представляющих каждый субъект Российской Федерации, в котором присутствуют вузы.

Безусловно, студенческое самоуправление является неотъемлемой частью и одним из ключевых направлений воспитательной работы. И понимая всю значимость деятельности студенческого самоуправления в разрабатываемых документах оно занимает отдельное место.

Более того, мы понимаем, что студенческое самоуправление – это еще и СОуправление университетом. И мы считаем, что администрации университетов должны учитывать мнения студентов при обсуждении вопросов, которые непосредственно касаются студенчества. Министерство понимает, что на данный момент остро стоит вопрос актуализации нормативно-правовой базы по организации деятельности органов студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования.

Министерство всегда готово к отрытому диалогу и общению, нам важно ВАШЕ мнение, нам важно слышать, что ВЫ хотите и какой у Вас запрос. Потому что только через прямое общение мы выстроим ту молодежную повестку, которая будет интересна именно ВАМ.

И это лишь часть того возможного взаимодействия Совета обучающихся при Минобрнауки России и региональными советами обучающихся в вузах. Вы выступаете в роли «голоса региональной студенческой молодежи», и когда она будет чувствовать, что ее слышат, ей помогают, тогда личные интересы начнут совпадать с общими.

 6. Гуцал Полина Константиновна, Кемеровская область

Планируется ли создание единой системы поступления в ВУЗы для абитуриентов, где будет наглядно отражаться рейтинговая система, с учётом золотых медалей, волонтерских книжек, знаков ГТО и т.п. Например, в рейтинге можно сразу увидеть, на каком ты месте.

Нужно понимать, что, несмотря на единство подходов, закрепленных федеральными нормативными правовыми актами, каждый вуз ежегодно утверждает свои правила приема, в которых может отличаться, например, начисление баллов за те или иные индивидуальные достижения. Поэтому один и тот же абитуриент может разных вузах иметь разное количество баллов.

Именно поэтому уже много лет практикуется формирование ранжированных конкурсных списков в каждой образовательной организации. Конкурсный список ранжируется по убыванию суммы конкурсных баллов (сумма баллов за каждое вступительное испытание и за индивидуальные достижения). Более высокое место в конкурсном списке занимают поступающие, имеющие наиболее высокие результаты вступительных испытаний.

Конечно, процедура приема, включающая отслеживание конкурсных списков и необходимость подачи согласия на зачисление непростая, но обусловлена она, в первую очередь, предоставлением абитуриентам широкого выбора образовательных организаций и программ, в поступлении на которые они готовы поучаствовать в конкурсе.

Ведь, если говорить в целом об определенной доле неопределенности при приеме, то, конечно, наиболее прозрачной системой является подача единственного заявления
в единственный вуз. Но мы отдаем себе отчет, что разнообразие образовательных программ и вузов, широкая география образовательных организаций требуют предоставления абитуриенту права выбора нескольких вариантов.

Как отмечалось раннее, в 2022 году будет продолжена работа по совершенствованию Суперсервиса, в рамках которой планируется объединить все источники формирования портфолио абитуриентов. Также будет проведена работа по созданию удобного интерфейса просмотра ранжированных списков, что позволит абитуриентом быстрее ориентироваться в своих возможностях при поступлении в вуз.

 7. Исковская Анастасия Александровна, Брянская область

Будет ли утвержден закон о полной отмене НДФЛ на материальную помощь студентов?

К компетенции Минобрнауки России не относится. Осуществление законодательной деятельности является основной функцией Государственной Думы Российской Федерации. В настоящее время в планах работы Комитета Государственной Думы по молодежной политике находятся инициативы, в том числе в части отмены НДФЛ на материальную помощь студентам. В случае направления законопроекта в Минобрнауки России данная инициатива будет поддержана.

 8.  Карагодина Анастасия Юрьевна, Белгородская область

Используя какой механизм можно добиться того, чтобы при поступлении
в Медицинский институт (если он при Минобрнауки РФ) учитывались волонтёрские часы у школьников?

Учет волонтерской деятельности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета предусмотрен подпунктом 6 пункта 33 Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. № 1076. При этом количество баллов, начисляемые абитуриенту за участие в волонтерской деятельности, определяется образовательной организацией высшего образования самостоятельно.

Кроме того, Минобрнауки России совместно с Ассоциацией волонтерских центров разработали и направили в вузы, подведомственные Минобрнауки России, методические материалы по учету волонтерской деятельности при приеме на обучение. Где отдельно также уделили внимание на учет деятельности волонтеров во время борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

Более того, по итогам мониторинга, проведенного Минобрнауки России, в котором приняло участие 450 вузов, Опыт добровольческой деятельности у абитуриентов учитывается в 71% (321) ООВО.

Диапазон дополнительных баллов при поступлении в ООВО за опыт добровольческой деятельности от 1 до 20 баллов, где 1 – наиболее распространённый дополнительный балл, а 20 – максимальный дополнительный балл.

39% (175) образовательных организаций учитывают дополнительные баллы при поступлении за опыт добровольческой (волонтерской) деятельности, направленной на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Абитуриенты подтверждают свой волонтерский опыт:

– 68% (307) печатными книжками волонтера;

– 64% (286) электронными книжками волонтера (выпиской с платформы DOBRO.RU);

– 44% (198) грамотами за волонтерскую деятельность.

Если в каких-то конкретных вузах есть проблемные места – готовы содействовать в решении проблем.

 9.  Кузнецова Есения Владимировна, Республика Башкортостан

Во многих университетах существует проблема определения суммы платы материальной помощи. Планируется ли создание нормативно-правового документа для выдачи материальной помощи студентом, оказавшимся в трудной жизненной ситуации с примерными суммами за каждый случай?

Случаи, по которым обучающимся выплачивается материальная поддержка разнообразны, следовательно, учесть все жизненные ситуации крайне сложно.

В связи с этим Минобрнауки России в 2016 г. направило разъясняющее письмо в образовательные организации высшего образования «О повышении эффективности материальной поддержки  обучающихся» в соответствии с которым локальные нормативные акты образовательной организации должны содержать понятные для обучающихся порядок и основания оказания материальной поддержки, перечень необходимых для ее получения документов и сроки рассмотрения обращений обучающихся.

При определении получателей материальной помощи необходим индивидуальный подход с рассмотрением конкретной трудной жизненной ситуации, в которой находится обучающийся.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Минобрнауки России готово адресно рассмотреть конкретные ситуации в образовательных организациях высшего образования, связанные с проблемами оказания материальной поддержки обучающимся.

10. Куликова Екатерина Николаевна, Ханты-Мансийский автономный округ

Почему 2/12 стипендиального фонда не предусматривает систему материального поощрения за успешность в неучебной деятельности. Существует только материальная поддержка при условии с трудным материальным положением при различных жизненных ситуациях.

Образовательным организациям высшего образования в структуре стипендиального фонда в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1390 от 17 декабря 2016 г. отдельно выделяются средства на повышенные государственные академические стипендии студентам, имеющим достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой, спортивной деятельности.

Порядок распределения данных средств установлен приказом Минобрнауки России № 1663 от 27 декабря 2016 г., который содержит достаточно широкие критерии назначения таких стипендий.

В соответствии со статьей 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, в том числе в части стипендиального обеспечения учитывается мнение органов студенческого самоуправления – советов обучающихся, представительных органов обучающихся (при наличии таких представительных органов), что закреплено в статье 30 Закона об образовании.

Призываю вас более активно участвовать в разработке локальных нормативных актов в части стипендиального обеспечения.

Современная система стипендиального обеспечения реализует адресный подход к обучающемуся, учитывающий его академические успехи и социальное положение, направлена на целевое поощрение обучающихся показывающих успехи в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности и поддержку обучающихся из социально неблагополучных групп населения.

11. Кутявин Александр Сергеевич, Удмуртская Республика

В настоящее время Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко теперь относится к Минпросвещения РФ. Мне бы хотелось узнать, как планируется  координировать работу со студентами вузов, подведомственных разным министерствам, в частности с вузами, подведомственными Министерству просвещения РФ и выстраивания единой политики по вопросам студенческой молодежи

Минобрнауки России уделяет особое внимание выстраиванию системы воспитания в высшей школе, а также работает над созданием инструментов её регулирования. Так, с октября 2020 года при Минобрнауки России действует рабочая группа по формированию предложений по разработке документов в целях реализации Федерального закона № 304-ФЗ. В состав рабочей группы вошли представители вузов разной ведомтсвенной принадлежности.

Кроме того, Минобрнауки России уделяет большое внимание подготовке квалифицированных кадров, отвечающих за воспитательную работу в образовательных организациях высшего образования. В этой связи ежегодно в онлайн-формате Минобрнауки России проводит программу повышения квалификации «Современные подходы к организации воспитательной работы в образовательной организации высшего образования» с выдачей удостоверения о повышении квалификации установленного образца. В ноябре 2020 г. обучение по данной программе прошли 229 человек, а в период с 17 мая по 18 июня 2021 г. – еще 402 человека. Программа также проводится для вузов разной ведомственной принадлежности.

Дополнительно Министерство совместно с Федеральным агентством по делам молодежи провело комплекса взаимосвязанных мероприятий для представителей вузов, ответственных за организацию воспитательной работы, в целях формирования единых подходов к вопросам воспитания обучающихся ООВО:

21–23 октября 2021 г. проведен Всероссийский семинар-совещание по воспитательной работе с обучающимися образовательных организаций высшего образования;

19–21 ноября 2021 г. – Семинар-совещание для организаторов воспитательной работы со студенческой молодежью вузов России.

В каждом мероприятии приняло участие около 400 человек из ООВО разной ведомственной принадлежности.

Таким образом, Минобрнауки России во взаимодействии с другими ФОИВ делает все, чтобы выстроить единую систему.

Кроме того, на данный момент Минобрнауки России ведется работа по формированию единого плана мероприятий на 2022 год. В следующем году мы хотим ввести практику проведения регулярных общий совещаний с заинтересованными ФОИВ по вопросам реализации воспитательной работы и молодежной политики.

Отдельно Минобрнауки России отмечает, что почти все мероприятия, которые проводятся для молодежи Министерством, нацелены на вузы разной ведомственной принадлежности.

12. Не планируется ли пересмотр размеров стипендий Президента РФ для обучающихся вузов? На протяжении длительного времени ее размер составляет 2200 рублей в месяц, хотя значимость этого вида стипендии очень высока для студенческой молодежи.

Минобрнауки России во исполнение подпункта «м» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 марта 2020 г. № Пр-589 по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 6 февраля 2020 г., в соответствии с пунктом 18 поручения Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № ТГ-П8-2944 реализуются мероприятия по:

увеличению размера стипендиальных выплат за счет уменьшения квот по каждому виду стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

популяризации и повышению уровня престижности стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

внесению изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие условия и порядок назначения стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, включая актуализацию критериев конкурсного отбора.

Также создана Межведомственная рабочая группа по повышению эффективности государственной поддержки студентов, аспирантов и молодых исследователей. В настоящее время Межведомственной рабочей группой ведётся работа по согласованию вышеуказанных мероприятий.

13. Малахов Степан Александрович, Новгородская область

Планируется ли какая-либо поддержка гуманитарных направлений в Новгородской области (увеличение бюджетных мест, международное сотрудничество, создание специальных школ)?

Минобрнауки России ежегодно распределяет контрольные цифр приема на конкурсной основе. При распределении контрольных цифр приема Минобрнауки России проводит работу по установлению контрольных цифр приема преимущественно в регионах.

По результатам публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема на 2022/23 учебный год вузам Новгородской области по гуманитарным направлениям было установлено 287 мест, что больше на 34 % чем в 2021/22 учебном году.

14. В Новгородском университете уже третий год реализуется проектное обучение. Заказчиками выступают, как кафедры университета, так и городские представители бизнеса, министерств, ведомств. Планируется ли заказ проектов от Министерства образования? Возможны ли дальнейшие стажировки (трудоустройства) при результативной защите проекта?

С 2017 года в стране реализуется программа «Стартап как диплом», ориентированная на создание единого комплекса мер поддержки развития молодежного предпринимательства посредством привлечения инвестиционных и венчурных фондов, бизнес-ангелов и экспертов в стартап-проекты выпускников организаций.

Основное отличие от классической защиты дипломной работы заключается в том, что студенты во время учёбы, одни или в команде, создают стартап-проекты, реализованную бизнес-идею, которые они защищают по окончанию учебы в университете перед индустриальными партнерами, в том числе потенциальными инвесторами. Программа дает возможность на практике, начиная со студенческой скамьи, реализовать свои предпринимательские компетенции, а также получить инвестиционную поддержку и вывести свой проект на площадку реального сектора экономики. Программа стартовала на базе ДВФУ и была поддержана МФТИ, Томским политехническим университетом, ИТМО и многими другими организациями. В данный момент программа реализуется на базе 101 образовательной организации высшего образования. С лета 2020 по осень 2021 года в общей сложности в рамках Программы было защищено 483 проекта. Летом 2021 года было защищено 89 проектов, 51 из которых реализуется на сегодняшний день, в том числе у 23 - есть инвестор.

В части стажировок и дальнейшего трудоустройства к работодателю реализуется один из проектов по трудоустройству на Платформе !Факультетус!, который называется "Цифровой целевик".

В этой связи, разработчики платформы «Факультетус» совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации к маю текущего года готовят к запуску проект «Цифровой целевик». Это некий синтез нашего традиционного целевого обучения и цифровизации вопросов трудоустройства. Одним из плюсов целевого обучения является понимание студентом того, куда он пойдёт и чем будет заниматься, а работодателем - сколько ожидать лояльных выпускников и возможность их переобучать под свои запросы. В условиях, когда лишь 32% выпускников может назвать свою профессию, такое понимание в течение обучения как нельзя кстати.

В рамках проекта студент выбирает профессии, связанные с направлениями подготовки, организации, а также требования и условия от работодателей. Становясь так называем цифровым целевиком, мы помогаем определиться с профессией и перспективами, понять требования и условия, определить круг необходимых организаций и кадровых партнёров, предлагаем набор мероприятий, чтобы таким образом подготовить за несколько лет содержательно и психологически к зарплатным ожиданиям и карьерным возможностям.

Таким образом, студент высказывает заинтересованность определенной компанией, а компания находится в постоянном контакте со студентами. К примеру, банк формирует потенциальные вакансии, выкладываем образовательные треки. Студенты, выбирающие треки работодателя становятся цифровыми целевиками, которым автоматически определяются места профильной подработки и практики, а также на основе данных будущих требований к замещаемой вакансии подбираются определенные наборы курсов.

На такие условия готовы идти работодатели, так как это формирует их потенциальный кадровый резерв, а также готовы идти студенты, потому что в процессе прослеживается их карьерная траектория, и как следствие, определенность.

15. Мандрик Даниэль Леонидович, Амурская область

Из среднестатистической группы выпускников педагогического университета работать в школу идут лишь 10-20%, это не покрывает проблему нехватки кадров в школах. Чаще всего, причинами нежелания идти в школу молодые выпускники называют бюрократию, низкие зарплаты, правовую незащищённость учителя. Как вы можете прокомментировать данное утверждение? Согласны ли вы с ним?

Действительно, на сегодняшний день мы понимаем проблему кадрового дефицита и кадрового голода педагогического состава. В свою очередь, со стороны министерства мы ежегодно стараемся мотивировать абитуриентов к поступлению в педагогические вузы или на педагогические специальности - увеличиваем количество бюджетных мест или места для целевого обучения. Действительно, на сегодняшний день для выпускников при выборе места работы важнейшим фактор, зачастую важнее заработной платы, является комфортные условия труда - атмосфера в коллективе, дух единства на работе, наставники. Чтобы минимизировать риски увольнения у педагогических кадров после месяца или двух спустя трудоустройство, мы увеличиваем возможности практической подготовки.

Это необходимо, чтобы каждый студент попробовал себя в школе, колледже, детском саду в период практики и смог сделать свой осознанный выбор. Чтобы у студента было несколько вариантов прохождения практики, а не принудительный отбор или направление от университета, мы переводим вопросы документооборота по практике в цифровое поле. Цифровой контур покажет вузы, у которых недостаточно предложений от образовательных организаций, или которые не предоставляют выбора для своих студентов, чтобы со стороны Министерства скорректировать эту ситуацию и предоставить максимальное количество возможностей для каждого облучающегося. Также благодаря цифровому контуру мы стараемся снизить процесс бюрократии, который отталкивал работодателей от вузов, а именно заполнение договоров, отчетов, дневников практики. Переведя документооборот в цифровой контур, работодатель сможет взять студента на практику в один клик или прости собеседование дистанционно. Такая работа ведется в координации с платформой «Работа в России» и функционал будет доступен вузам и студентам в следующем году на Платформе «Факультетус».

16. Марфутина Анна Николаевна, Ивановская область

В рамках дисциплины «Проектирование информационных систем» нас обучают анализировать текущее состояние информационной системы компании и сравнивать его с идеальной моделью. Существует ли идеальная модель системы воспитания (системы ССУ) в вузе, примеры и критерии эффективной работы такой системы? Возможна ли презентация такого примера?

В 2020 году Минобрнауки России провело Конкурс-мониторинг лучших практик по воспитательной работе. Было подано 412 заявок из 66 регионов. По итогам конкурса мы сделали методическое пособие.

В текущем году Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи провели комплекс взаимосвязанных мероприятий для представителей ООВО, ответственных за организацию воспитательной работы.

В период с 21 по 23 октября 2021 г. состоялся Всероссийский семинар-совещание по воспитательной работе с обучающимися образовательных организаций высшего образования. Общее количество участников составило 386 человек.

В ходе Семинара были обозначены ключевые темы, работа с которыми определяет потенциал развития воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования. Кроме того, участники определили состав ключевых проблем, над проработкой которых изъявившие желание сотрудники вузов активно трудились.

Коллеги предложили интересные решения, одно из них как раз создание Единой цифровой платформы с банком лучших практик по воспитательной работе. Поэтому в 2022 мы планируем возродить проведение данного мероприятия и создать уже электронный банк практик, чтобы его можно было актуализировать, пополнять и найти в любой момент необходимую информацию.

 17. Михайлова Софья Николаевна, Республика Коми

В последние годы активно развивается студенческое наставничество в вузах. Как вы видите развитие этого направления? В каком ключе? Как вы оцениваете эффективность системы?

В августе Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству проработать вопрос проведения в 2023 году в Российской Федерации Года педагога и наставника. Министерство понимает, что университет должен не только готовить высококвалифицированных специалистов, но и способствовать раскрытию потенциала студентов, преподавателей, научных сотрудников и создавать условия, необходимые для их самореализации. В этой связи Минобрнауки России всецело поддерживает идею развития и модернизации системы наставничества. Отвечая на вопрос об эффективности системы наставничества, отвечу, что считаю ее необходимой к внедрению в университетах в связке с научными организациями, предприятиями, институтами развития. Создавая единую экосистему наставничества, мы повышаем ценность каждого студента на рынке труда, помогая ему развиваться всесторонне.

На данный момент Министерство работает по нескольким направлениям:

Во-первых, в рамках Рабочей группы по реализации мер, направленных на развитие воспитательной работы и системы наставничества Совета Минобрнауки России по реализации государственной молодежной политики запланировано повышение эффективности мер, реализуемых в сфере наставничества: проведение мероприятий по популяризации системы наставничества (кураторства), а также обмен опыта между университетами в целях формирования единой экосистемы наставничества для более качественной проработки вопросов, связанных с раскрытием личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося.

Во-вторых, совместно с Агентством стратегических инициатив, Фондом «Сколково», Кружковым движением НТИ и общероссийскими общественными организациями Министерство разрабатывает треки при подготовке различных типов наставников. Так в рамках заключенного соглашения о взаимодействии Минобрнауки России и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» предусмотрено создание системы наставничества для студентов и выпускников университетов и научных организаций, условий для развития инновационного и технологического предпринимательства у обучающихся. Крайне важно, чтобы студенты получили необходимые навыки от практиков в этой области. Планируется выработка рекомендации для университетов по вопросу подготовки предпринимателей. В рамках сотрудничества с Кружковым движением НТИ, Фондом «Сколково» и Открытым университетом «Сколково» планируется создать систему подготовки, сертификации и трудоустройства наставников для системы высшего образования Российской Федерации. Необходимо проработать вопрос индивидуализации траекторий  профессионального и личного развития студентов за счет многообразия опыта и практик, передаваемых им через наставничество, а также через их самореализацию в качестве наставников над школьниками.

В-третьих, совместно с Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Минобрнауки России будут реализованы программы наставничества для студенческих научных объединений. Наставниками станут члены Советов молодых ученых и специалистов. Инициатива поможет сформировать единую систему научных объединений молодежи в вузах.

Безусловно, необходимо выстраивать систему наставничества не только студентов над школьниками, но и добавить в эту цепочку работодателей. С 2020 года Минобрнауки России совместно с Образовательным Фондом «Талант и успех» реализует программу по трудоустройству студентов в образовательные организации высшего образования в качестве наставников для талантливых школьников. Заказчиками 709 исследовательских проектов для студентов-наставников и школьников выступили 84 подведомственные Минобрнауки России организации, из них 66 образовательных организаций высшего образования и 18 научных организаций. По результатам конкурсного отбора студентов-наставников, проведенного Фондом «Талант и успех», поддержаны кандидатуры 601 студента из 61 образовательной организации высшего образования, подведомственной Минобрнауки России. С сентября 2021 года по 31 мая 2022 года продолжается реализация программы и расширение круга ее участников за счет:

привлечения аспирантов образовательных организаций высшего образования и научных организаций в качестве наставников для школьников;

участия в программе подведомственных научных организаций.

18. Некрасова Анастасия Владимировна, Кировская область

Здравствуйте, во всех вузах, в том числе медицинских, на 1-2 курсе в программу входят общеобразовательные предметы (физика, математика, история, у кого-то культура речи и т.п). Рассматривалась ли возможность убрать подобные дисциплины из программы (или сократить их) и распределить часы на фундаментальные дисциплины /по специальности?

Законом об образовании в Российской Федерации установлено, что образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с образовательными стандартами высшего образования. Образовательные стандарты и программы высшего образования не содержат общеобразовательных (школьных) дисциплин.

Образовательные стандарты высшего образования предусматривают формирование у выпускников не только профессиональных компетенций в соответствии с выбранным видом профессиональной деятельности, но и универсальных и общепрофессиональных компетенций, а также изучение дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности, физической культуре.

Общие предметы (математика, история, культура речи и др.) формируют универсальные компетенции, которые являются обязательными для всех специальностей и направлений подготовки и повышают уровень образованности человека.

Специалист должен разбираться не только в профиле своей деятельности, но и грамотно выражать свои мысли как в письменной, так и устной речи, владеть культурой мышления, способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития, использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве.

Образовательные стандарты разрабатываются Минобрнауки России совместно с ведущими образовательными организациями высшего образования и работодателями и направлены на подготовку высококвалифицированных кадров.

 19. Нуриев Мисанниф Арастунович, Вологодская область

В настоящее время реализуются проекты, направленные на развитие культурного уровня студентов и организацию внутрироссийской мобильности студентов (Пушкинская карта, проекты в сфере студенческого туризма). Предполагается ли разработка и реализация подобных проектов в сфере международной мобильности?

Что касается международной мобильности, Минобрнауки России успешно реализует молодежные обмены в рамках реализации межправительственных соглашений в области молодежного сотрудничества, что подразумевает проведение совместных мероприятий различных направлений между Российской Федерацией и другими странами, в том числе в сфере культуры и туризма.

Например, одной из таких стран является Федеративная Республика Германия. Российско-германское молодежное сотрудничество осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия в области молодежного сотрудничества от 21 декабря 2004 года. В среднем каждый год проходит около 600 двусторонних молодежных мероприятий с участием 17000 человек.

 20. Рычева Линда Сергеевна, Магаданская область

Какие планируются изменения в процессе реализации молодёжной политики в отдалённых регионах?

Росмолодежь занимается разработкой концепции развития молодежных центров, а также обеспечением нормативно-правовой базы работы сотрудников.

Кроме того, в 2021 году Росмолодежью был запущен проект «Больше, чем путешествие» (далее – Проект), который представляет собой совмещение туристического компонента и занятости. Согласно п.3 долгосрочной программы содействия занятости молодежи в возрасте до 30 лет на период до 2030 года   Росмолодежью на 2022 год запланирован запуск новой программы «Больше, чем работа» (далее – Программа) в рамках Проекта, представляющую собой совмещений туристического компонента и занятости (постоянной и временной).

Актуальность Программы заключается в том, что согласно опросу 67% молодых россиян считают формой активного досуга путешествия и туризм. Программа предоставит молодым людям возможность профессионального развития на территории других субъектов Российской Федерации, путешествуя по стране и работая в соответствии с запросом местного бизнеса. Программа одновременно позволит решить запрос бизнеса в квалифицированных кадрах и запрос студенческой молодежи на качественные стажировки и профильное трудоустройство. Росмолодежь выступит оператором процессов анализа запроса бизнеса, подбора молодых людей и ассесмента. Коммуникация между молодыми людьми и потенциальными работодателями будет осуществляться посредством сайта, на котором также будут представлены дополнительные образовательные треки от партнеров в соответствии с требованиями к компетенциям к потенциальным сотрудникам под запрос работодателей.

 Справочно: 

В рамках проекта предполагается два направления:

«Кадры решают»: профильные стажировки и трудоустройства;

 Сезонная занятость как инструмент для профессиональной ориентации.

Ключевой фокус направления направлен на труднодоступные регионы с наибольшей потребностью в молодых кадрах, таких как регионы Дальнего Востока и Севера.

 21. Савочкина Ксения Игоревна, Рязанская область

Грант предполагает единоразовую выплату для реализации проекта, то есть на один год. На следующий год этот проект финансирование может уже не получить. Как дальше развивать хорошие проекты, если в дальнейшем они не финансируются?

Одна из эффективных форм – это привлечение партнеров. Для успешной реализации проекта всегда стоит заниматься поисками партнеров. Это очень эффективный инструмент. Для этого проект должен быт интересен и его в хорошем смысле слова нужно уметь продавать. Причем это касается не только прямые денежные вложения, за счет партнеров можно привлечь внимание к проекту и тем самым выйти на более масштабный уровень проведения мероприятий.

 22.  Садретдинов Руслан Альбертович, Республика Татарстан

Какие пути развития социальной поддержки студентов, активно участвующих в общественной и научной деятельности, Министерство видит в долгосрочной перспективе?

В соответствии с Постановлением № 1390, в состав стипендиального фонда включаются средства на выплату государственных академических стипендий в повышенном размере студентам, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) и имеющим достижения в какой-либо одной или нескольких областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной).

Кроме того, Минобрнауки России прорабатываем вопрос внесения изменений в   приказ № 1663 в части включения студентов, занимающихся социально значимой деятельностью, в том числе добровольческой, вне стен вуза.

Также в настоящее время на территории Российской Федерации реализуется большое количество государственных программ поддержки деятельности молодых ученых, которые направлены на улучшение условий жизни и работы молодых исследователей в России.

Финансовые меры, включая гранты и стипендии.

Социальные меры, включая государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В этом году проводится работа (разработана и реализуется дорожная карта) по поддержке студенческих научных обществ.

23. Салогорова Елизавета Сергеевна, Ставропольский край

Сейчас много экзаменов, оценивающих уровень знания иностранного языка. Я, как студент, обучающийся на лингвистике и планирующий в будущем стать преподавателем в ВУЗе, считаю этого экзамена недостаточно. Хочу поднять вопрос о том, чтобы у преподавателей при приеме на работу требовали не только экзамен, подтверждающий уровень владения, но и такие экзамены как Trinity TESOL, ТКТ, TEFL, IHC и т д. Чтобы оценить не только уровень языка, но и готовность к преподаванию иностранных языков.

В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.

Решение о возможности трудоустройства на вакантную должность с учетом имеющихся у кандидата профессиональных навыков и теоретических знаний, его личных качеств принимает работодатель при соблюдении требований трудового законодательства Российской Федерации.

24. Будет ли возобновлена программа студенческого туризма в 2022 году? И будет ли она расширяться, то есть смогут ли студенты путешествовать не только по нашей стране?

Да, будет. Во исполнение поручения Председателя Правительства Минобрнауки России проработало этот вопрос. О старте Программы будет объявлено в январе 2022 г.

В целом новая редакция сохранила преемственность форматов ее реализации с учетом предлагаемой новеллы для образовательных организаций, которые буду участвовать в Программе, в виде предложения составлять культурно-познавательные туристические маршруты с учетом имеющейся научно-образовательной инфраструктуры (например, посещение объектов типа карбоновых полигонов, предоставление возможности проведения в лабораториях исследований либо проверки теорий/гипотез в них для собственных научных работ).

Прорабатывается совместный проект Программы Минобрнауки России и проекта «Больше чем путешествие» при методической поддержке Российского государственного университета туризма и сервиса (непосредственно Центр развития кадрового потенциала туротрасли, созданного во исполнение п.13 Протокола №2 заседания Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации от 8 июня 2021 г.) для обучающихся по УГСН 43.00.00 «Сервис и туризма» под названием «Молодые экскурсоводы».

Суть проекта заключается в формировании пула индивидуальных экскурсоводов среди студентов, их обучения (в Центре РГУТИС), а затем распределение для прохождения практики в основных туристически привлекательных регионах страны (возможно по рекомендации Ростуризма). Минобрнауки России для этого разрабатывает рекомендации для образовательных организаций по зачету практики этим студентам.

Таким образом при реализации проекта «Молодые экскурсоводы» будет сформирован реестр «кадрового потенциала» для туротрасли и дальнейшие рекомендации участников этого проекта для трудоустройства в регионах страны.

25. Силкин Максим Сергеевич, Смоленская область

В наше время идёт интенсивная работа по ориентации научной деятельности на коммерциализацию ее продуктов. Данное явление оказывает сильное влияние и на грантовые конкурсы, которые также массово становятся ориентированы на выбор бизнес-реализуемых проектов, в связи с чем требуют поиска соинвесторов для получения финансовой поддержки (прим. Фонд содействия инновациям). В связи с этим, практически без поддержки остаются научные фундаментальные исследования, которые либо не несут сами по себе финансовой выгоды, но могут послужить для развития многих других практико-ориентированных разработок на своей основе, либо же могут быть коммерциализированы лишь через отдаленный промежуток времени. Интереса для бизнес-инвесторов они не имеют практически никакого, что сводит возможность их поддержки, с той или иной стороны, практически на нет. Данная проблема не является выдуманной или теоретически предположенной, и исходит из личного опыта участия в подобном проекте. Отсюда и следует вопрос: есть ли на текущий момент времени готовые решения по поддержке научных исследовательских групп, ориентированные именно на фундаментальные исследования и, если есть, планируется ли увеличение их количества, либо, альтернативно, их появление?

В России разработан и реализуется комплекс мер, направленных на оказание финансовой и профессиональной поддержки научных исследовательских групп.

В рамках Президентской программы Российского научного фонда (РНФ) предлагается:

– Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых. В рамках данного мероприятия Фонд осуществляет финансирование проектов молодежных научных групп под руководством кандидатов или докторов наук в возрасте до 35 лет включительно на момент истечения срока подачи заявки. Реализация направлена на развитие научной карьеры молодых ученых, расширение горизонтов планирования их научной работы, формирование исследовательских команд, которые впоследствии могут стать основой новых научных отделов, лабораторий. Продолжительность проекта – 3 года с возможным продлением на 2 года. Объем финансового обеспечения гранта – от 3 до 5 млн. рублей в год. Доля молодых исследователей (возраст до 39 лет) в составе членов научного коллектива – не менее 70 процентов, максимальное количество участников научной группы – 8 человек. Конкурсы проводятся ежегодно.

– Проведение исследований научными лабораториями мирового уровня в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации. В рамках данного мероприятия Фонд осуществляет финансирование крупных исследовательских проектов, реализуемых на базе научных лабораторий (структурных подразделений научных организаций и вузов) мирового уровня под руководством ведущих ученых, в том числе зарубежных ученых. Реализация мероприятия направлена
на формирование научных и технологических заделов, обеспечивающих экономический рост и социальное развитие Российской Федерации.

Также реализуются следующие финансовые меры поддержки:

Гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных кандидатов наук, докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации:

Ежегодно на конкурсной основе выделяются гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых – кандидатов наук (до 35 лет). Размер гранта: 600 тыс. рублей ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей научного исследования.

Ежегодно на конкурсной основе выделяются гранты Президента Российской Федерации – для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых – докторов наук (до 40 лет). Размер гранта: 1 млн. рублей ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей научного исследования.

Выделяются гранты ведущим научным школам Российской Федерации. В научной школе должно состоять не менее 10 чел. Такой коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров по образовательным программам по направлению научных исследований и иметь в своем составе: руководителя, являющегося гражданином Российской Федерации, возраст которого не должен превышать 50 лет. Не менее 50 процентов средств, расходуемых на оплату труда, направляется молодым ученым научной школы.

Профессиональные меры поддержки:

Созданы научные центры мирового уровня по приоритетным направлениям научно-технологического развития, которые становятся «центром притяжения» для молодых талантов, где они могут получать соответствующую поддержку в рамках реализации программ создания и развития центров.

Также новыми возможностями по совершенствованию профессиональных навыков и перспектив развития профессиональных компетенций являются реализуемые в рамках национального проекта «Наука и университеты» мероприятия по строительству современных научно- исследовательских судов, созданию уникальных научных установок класса «мегасайенс» и новых научных лабораторий, в том числе лабораторий под руководством ведущих российских и зарубежных ученых («мегагранты»).

Создана программа внутрироссийской академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и опережающего развития приоритетных территорий. В программе участвуют научные коллективы с обязательным привлечением молодых исследователей в возрасте до 39 лет.

 26. Федотова Елена Сергеевна, Еврейская автономная область

Планируются ли на Дальнем Востоке какие-либо крупномасштабные мероприятия, как, например, Международный форум молодежи, который был в Сочи, чтобы наш округ тоже стал местом притяжения всей молодежи России?

В рамках Всероссийской молодежной форумной кампании в 2022 году планируется проведение всероссийского форума «Острова» (Сахалинская область) и окружного форума «Недальний Восток» (Хабаровский край). Цель Форумной кампании – создание развивающей и поддерживающей среды для личностного и профессионального роста молодежи, трансляция практик достижения успеха, формирование и развитие профессиональных молодежных сообществ.

Всероссийские форумы реализуются по принципу «практикоориентированности», целевая аудитория всероссийского форума - молодые профессионалы по профилю форума. Окружные форумы направлены на работу с сообществом и вовлечение молодых людей в активность, целевая аудитория окружного форума - будущие профессионалы.

Тематиками форума «Острова» станут молодые управленцы и проектные команды для решения вопросов развития Дальнего Востока, а форума «Недальний Восток» – малое и среднее предпринимательство.

Также, ежегодно на площадке Восточного экономического форума реализуется молодежный день, в рамках которого молодые люди с предпринимательскими инициативами имеют возможность презентовать свои идеи широкому кругу российских и зарубежных компаний, представленных на ВЭФ.

Также, на территории ДФО будут проводится встречи Клуба молодых предпринимателей в рамках Всероссийской программы молодежного предпринимательства, реализуемой проектом Росмолодежь.Бизнес.

 27.  Хвостов Антон Геннадьевич, Ростовская область

Студенты относятся к социально незащищенной категории населения. Как правило, они не имеют своего собственного источника дохода, так как обучаясь по очной форме не имеют возможности работать, по крайней мере, на полную ставку. Однако, норматив государственной академической стипендии для обучающихся по образовательным программам высшего образования составляет 1484 рубля, что в разы меньше величины прожиточного минимума. К примеру, в Ростовской области на 2021 год величина прожиточного минимума составляет 11 753 руб. на душу населения, что в 7,9 раз больше норматива ГАС. В сложившихся условиях, можно сделать вывод о том, что студенты нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки, в том числе и на федеральном уровне. Одной из остро стоящих перед студентами проблем является установление льготной стоимости проезда в городском общественном транспорте и пригородном транспорте. Учитывая, что для многих обучающихся проезд – это ежедневная статья личных расходов, эта льгота является для них одной из наиболее значимых. Отдельно стоит отметить, что проезд в городском пассажирском транспорте в 2 раза в день, 6 дней в неделю, 24 дня в месяц обходится студенту на примере Ростовской области минимум в 1 440 рублей, что практически равняется установленному нормативу государственной академической стипендии. Приведенные цифры ярко отражают необходимость поддержки студенческой молодежи в решении этой проблемы. У ряда регионов (Волгоградская, Нижегородская области, Камчатский край, Московская область и др.) есть положительный опыт урегулирования вопроса внесения студентов, обучающихся в образовательных организациях по программам СПО и ВО в перечень категорий населения, имеющих право на льготный проезд в городском пассажирском транспорте. Однако в большинстве регионов данный вопрос остается нерешенным. Важность принятия эффективных и конкретных решений по данному вопросу на федеральном уровне обусловлена необходимостью создания равных условий для студентов с разных регионов РФ и для реализации обучающимися права на образование. В связи с этим просим Вас рассмотреть возможность оказания содействия для решения данного вопроса на федеральном уровне.

Минобрнауки России ведет постоянный мониторинг размеров стипендий студентам, аспирантам, ординаторам и ассистентам-стажерам. По результатам мониторинга стипендиального обеспечения, проведенного Минобрнауки России в декабре 2021 г., средние размеры стипендий за 2021 г. для студентов, обучающихся в Ростовской области по программам высшего образования, составляют: государственная академическая стипендия студентам – 2929 руб., государственная социальная стипендия студентам – 3380 руб., повышенная государственная академическая стипендия студентам за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности – 8014 руб., минимальный размер суммы государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии в повышенном размере студентам первого и второго курсов – 12115 руб., размер материальной поддержки – 6116 руб.

Необходимо отметить, что студент имеет право получать одновременно все приведенные виды стипендий и материальной поддержки.

Вопрос введения льготного проезда в городском пассажирском транспорте в субъектах Российской Федерации, требует комплексного рассмотрения непосредственно с участием регионов, поскольку находится в их ведении.

 28. Яговцева Лада Дмитриевна, Ленинградская область

Почему МРОТ в России 12130р, а минимальная стипендия 1661 рубль?

В 2000 году в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, стали устанавливаться в твердых суммах (в денежном выражении).

С 2001 года нормативно были введены отдельные виды стипендий: государственная академическая стипендия и государственная социальная стипендия, без увеличения стипендиального фонда. Кроме этого, отдельно выделялись средства на материальную поддержку обучающихся. В дальнейшем стипендиальная система развивалась в части выделения дополнительных средств для поддержки успешных студентов, а также по доведению суммы академической и социальной стипендий
до размера прожиточного минимума для студентов младших курсов. Таким образом, на текущий момент сформировалась адресная система стипендиального обеспечения в Российской Федерации направленная на целевое поощрение обучающихся показывающих успехи в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности и поддержку обучающихся из отдельных группы населения, нуждающихся в социальной защите.

Законодательное регулирование стипендиального обеспечения с 2012 года производится Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

Законом об образовании в части 2 статьи 36 установлены следующие виды стипендий:

1)          государственная академическая стипендия студентам;

2)          государственная социальная стипендия студентам;

3)          государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;

4)          стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;

5)          именные стипендии;

6)          стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;

7)          стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных Законом об образовании.

В соответствии с частью 5 статьи 36 Закона об образовании определены категории студентов, которые имеют право на получение государственной социальной стипендии. Одной, и самой массовой, из таких категорий являются студенты, получившие государственную социальную помощь.

Необходимо отметить, что студент имеет право получать одновременно все приведенные виды стипендий и материальной поддержки.

Кроме того, Минобрнауки России ведет постоянный мониторинг размеров стипендий студентам, аспирантам, ординаторам и ассистентам-стажерам. По результатам мониторинга стипендиального обеспечения, проведенного Минобрнауки России в декабре 2021 г., средние размеры стипендий за 2021 г. для студентов, обучающихся по программам высшего образования, составляют: государственная академическая стипендия студентам – 3 268 руб., государственная социальная стипендия студентам – 3 665 руб., повышенная государственная академическая стипендия студентам за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности – 9 578 руб., минимальный размер суммы государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии в повышенном размере студентам первого и второго курсов – 12 496 руб., размер материальной поддержки – 6 442 руб.

 29.  Будут ли как-то менять систему поступление в ВУЗ. В 2021 она была нам не особо понятна. Почему при поступлении студент должен рассчитывать на удачу?

В целом, процедура приема в вузы поменялась не столь существенно. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования, как и ранее, осуществляется на конкурсной основе. По результатам приема документов и вступительных испытаний образовательная организация формирует конкурсные списки. Конкурсный список ранжируется по убыванию суммы конкурсных баллов (сумма баллов за каждое вступительное испытание и за индивидуальные достижения). Более высокое место в конкурсном списке занимают поступающие, имеющие наиболее высокие результаты вступительных испытаний. Таким образом, основным условием приема остаются высокие баллы по результатам вступительных испытаний.

Прием в образовательные организации на 2021/22 учебный год регламентировался не только Порядком приема, а также Особенностями приема в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которые предусматривали дистанционный прием документов, а также проведение вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий.

Кроме того, Минобрнауки России совместно с Минцифры России обеспечена возможность подачи документов, необходимых для приема в вузы, через суперсервис «Поступление в вуз онлайн» и Единый портал государственных услуг.

Конечно, не все в этой приемной кампании проходило гладко. Были определенные технические сбои, были вопросы, связанные с непониманием приемными комиссиями и абитуриентами отдельных положений нового Порядка приема, были сложности, связанные с продолжающейся пандемией, когда подача оригинала документа об образовании была заменена подачей, преимущественно, дистанционной, согласий  о зачислении. Были и определенные нарушения, например, попытки некоторых абитуриентов подать несколько таких согласий.

В 2022 году будут проведены работы по совершенствованию Суперсервиса и возможности абитуриентов получать больше информации из одного источника, также будет усилена разъяснительная работа.

Хочу отметить, что для оказания информационной поддержки абитуриентов и образовательных организаций ежегодно с 1 апреля функционирует «горячая линия», где можно задать любой вопрос по процедуре приема. В 2021 г. на «горячую линию» Минобрнауки России по вопросам приема поступило 16 тыс. звонков, количество поступивших на сайт https://priemvuz.ru/ письменных обращений составило более 5 тысяч.

30. В настоящий момент для обучающихся нет иных видов материального стимулирования кроме как стипендии. 

Насколько я знаю в советский период существовал отдельный специальный фонд на поощрениестудентов в размере до 50% от уровня стипендиального фонда вуза. Возможно ли сегодня изыскать дополнительно средства для формирования таких фондов в вузах?

В настоящее время в Российской Федерации обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования.

Законом об образовании в части 2 статьи 36 установлены следующие виды стипендий:

1)          государственная академическая стипендия студентам;

2)          государственная социальная стипендия студентам;

3)          государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;

4)          стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;

5)          именные стипендии;

6)          стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;

7)          стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных Законом об образовании.

Согласно пункту 6 Порядка № 1663 студентам, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры), в том числе обучающимся – иностранным гражданам и лицам без гражданства, указанным в пункте 4 Порядка № 1663, за особые достижения в какой-либо одной или нескольких областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной) назначается повышенная государственная академическая стипендия.

Также образовательная организация, действуя в рамках своей автономии, установленной частью 1 статьи 28 Закона об образовании, самостоятельно устанавливает размер материальной поддержки, применяя индивидуальный подход с рассмотрением конкретной трудной жизненной ситуации, в которой находится обучающийся.

В образовательной организации в рамках её автономии при участии советов обучающихся и представительных органов обучающихся (при их наличии), должна быть сформирована достаточно разносторонняя система стипендиального обеспечения обучающихся, учитывающая как академические и научные успехи, так и социальное положение граждан.

Таким образом, современная система стипендиального обеспечения реализует адресный подход к обучающемуся, учитывающий его академические успехи и социальное положение, направлена на целевое поощрение обучающихся показывающих успехи в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности и поддержку обучающихся из социально незащищенных групп населения.